Борис Малышев: Большинство людей абсолютно не знает, что такое свастика

В интервью с кандидатом исторических наук Борисом Малышевым, специалистом по духовной культуре и истории стран Восточной Азии, разговор шёл о свастике, как о символе движения, жизни, солнца, света и благополучия.
Б.М.: Свастика, или гамматический крест, является одним из самых древних и широко распространённых графических символов. Она изображалась многими народами мира на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, оформлении церквей и домов.
Нельзя не сказать о том, что левосторонняя свастика была одним из самых любимых знаков последней русской императрицы Александры Фёдоровны. Она чертила его повсюду — для счастья. В том числе начертила карандашом на стене и в оконном проёме комнаты в Ипатьевском доме, который, как мы знаем, был местом заключения царской семьи. А также на обоях над кроватью, где, по всей видимости, спал наследник Цесаревич.
Свастика официально использовалась в логотипе русского электрического акционерного общества АСЕА.
Фото: wikipedia.orgФото: wikipedia.org
После Февральской революции 1917 года свастика изображалась на некоторых денежных купюрах временного правительства. И после октябрьского переворота в 1917 году свастика ещё пользовалась большой популярностью в России, особенно у художников, которые искали символы для новой эпохи.
В ноябре 1919 года командующий Юго-Восточным фронтом Красной армии В. И. Шорин издаёт приказ №213, в котором утверждался отличительный нарукавный знак калмыцких формирований с использованием свастики. И в этом приказе свастика обозначалось словом «люнгте», то есть буддийская «Лунгта», означающая «вихрь», «жизненная энергия».
— А как в Европе складывалось отношение к свастике? Почему Гитлер обратился именно к этому символу, а не к другому?
Б.М.: Всплеск популярности свастики в европейской культуре произошёл в XIX веке на волне арийской теории. В 1870 году английский астролог Р. Моррисон организовал «Орден свастики» и заявил в своём альманахе о желании возродить масонскую ложу, якобы существовавшую под таким же названием в 1027 г. в Китае.
До прихода к власти нацистов в качестве личного герба свастику использовал Р. Киплинг. Свастику использовал и основатель движения бойскаутов Роберт Баден-Пауэл. Начиная с 1900 года, в первое десятилетие XX века, в Великобритании, в США свастику печатали повсюду на открытках, называли её крестом счастья, который якобы состоит из четырёх L: Light — свет, Love — любовь, Life — жизнь и Luck — удача. А корпорация Coca-cola размещала свастику на своей продукции.
Ещё в 1915 году свастика изображалась на знамёнах батальонов, а потом полков латышских стрелков. Надо сказать, что Латвия дала наибольший импульс для использования свастики политическими течениями, политическими движениями. С 1918 года она становится элементом официальной государственной символики латвийской республики. Эмблемой её военной авиации. С 1918 по 1945 год свастика изображалась на знамёнах ВВС и танковых войск Финляндии. И сейчас она сохраняется на президентском штандарте.
Где-то с начала 20-х годов свастика становится символом германских нацистов. После их прихода к власти в 1933 году это официальный государственный символ Германии, который изображался на государственном гербе и на государственном флаге. В представлении самого Гитлера свастика прежде всего символизировала борьбу за торжество арийской расы.
К восточной мистике нацисты, особенно организация «Аненербе», проявляли колоссальный интерес. Они неоднократно направляли экспедиции в Тибет. Гитлер пригласил к себе группу тибетских лам, правда, не буддийских, а боннских, с которыми проводил эксперименты с восточной мистикой. Гитлер также чувствовал мистическое единство с Индией. Сами идеи, которые содержались и в теософии, частично в антропософии развивались на немецкой почве. Поэтому идеологи нацизма использовали эти теории, в том числе и арийскую теорию. И поэтому свастика воспринималась как базовый символ арийства, базовый символ арийской теории ввиду её распространения в Индии, в Тибете, в регионе, который вызывал особый интерес.
В представлении Гитлера свастика — это символ арийской борьбы за чистоту расы. Вот в таком выборе соединились и мистическое, оккультное значение свастики, и представление о ней, как об арийском символе.
В конце концов, свастика утверждается в немецкой крайне правой политической традиции. Её начинает использовать целый ряд австрийских антисемитских партий. В марте 1920 года во время капповского путча она уже изображалась на касках штурмовиков бригады «Эрхардта», которая захватила власть в Берлине.
Начиная с 20-х годов, в восприятии европейцев свастика начинает всё более ассоциироваться с немецким нацизмом. А после 33-го года она уже окончательно начинает восприниматься как символ нацистской. Здесь мне хотелось бы обратить внимание на то, что сами нацисты считали своим символом далеко не любую свастику, а только четырёхконечную, с концами, которые направлены в правую сторону. То есть, исключительно правосторонняя свастика, и с крестом, повёрнутым на 45 градусов, иксообразно.
Называли они этот знак «хакенкройц», или крюкокрест. При этом она должна помещаться в белый круг, который изображался на красном прямоугольнике. Вот именно такой знак находился на государственном флаге национал-социалистической Германии в период с 33 по 45 год. Также на эмблемах как гражданских, так и военных служб и подразделений этой страны.
Уже после разгрома нацистской Германии, в 1946 году приговором Нюрнбергского трибунала, который лёг потом и в основу Устава ООН и также законодательств многих современных европейских государств, распространение национал-социалистической идеологии, в том числе и символики, именно нацистской свастики, было признано противозаконным. Она официально запрещена и Кодексом административных правонарушений РФ.
— Да, но от этого значение этого знака не теряется? Для остального мира он так и остался символом Будды, разве буддисты откажутся от него?
Б.М.: Конечно, буддизму сложно отказаться от этого символа. И у нас когда-нибудь уйдёт острота восприятия этого знака. Для того чтобы какая-то идея вошла в сознание, нужно, чтобы она постоянно присутствовала, чтобы человек привыкал к этой мысли. Большинство людей абсолютно не знают, что такое свастика. Они вообще ничего о ней не знают. У большинства людей она ассоциируется с фашизмом. Поэтому единственный способ, который я вижу — это разъяснение. Я читаю студентам лекции о свастическом символе, ваше издание опубликует статьи, кто-то ещё расскажет, но в одночасье общественное мнение широких масс не изменить.
— Вы верите в символизм, идеограмму знаков?
Б.М.: Любая графическая символика для духовной традиции имеет колоссальную важность, колоссальное значение. А вот серп и молот — это не духовная эмблема. Она имеет типологические признаки как религиозного символа, потому что коммунизм — это ведь тоже своеобразная религия, это культ. У меня как у противника тоталитаризма вызывает отторжение изображения Сталина, любая коммунистическая символика. Я тоже отношусь к ней негативно, отрицательно, поэтому вся символика, которая пропагандирует эту идеологию, для меня неприемлема.
Любой культ нуждается в символике. Даже пресловутый пионерский галстук, я помню, как нам объясняли его символику: задний треугольник — это партия, длинный конец — это комсомол, а короткий — пионерская организация. Отсюда мавзолеи, церемонии возложения венков и прочее. Всё это чисто культовые моменты. Сейчас мы наблюдаем, как культовый характер приобретает празднование 9 Мая.
Здесь следует разграничить культ и религиозные представления, это не совсем одно и то же. Масса элементов носит культовый характер. К примеру, лозунг «Партия — единственная и непогрешимая!» значит примерно так же, как для верующих непогрешима церковь и её соборы. Съезды компартии абсолютно святы и непогрешимы для её членов, решения которых все обязаны выполнять. Для усиления вводятся коленопреклонение перед знаменем, целование знамени, клятвы.
Любой символ — это прежде всего знак лояльности, знак признания. Чем одиозен памятник Ивану Грозному, который поставили в Орле? Тем, что это признание. Позитивная оценка тех деяний, которые он совершил.
— Выходит, признание может быть двояким — как позитивным, так и негативным, как к памятникам вождей революции и ГУЛАГам?
Б.М.: Двоякость заключается прежде всего в исторической памяти. Вспомним IV век, когда христианство становится государственной религией и выходит из подполья, как христиане воспринимали статуи языческих богов, языческие храмы и святилища? Они их отторгали и громили. Для тех, кто воспринимает свастику за нацистскую символику, нужен более длительный период, чтобы воспринимать его как артефакт, который свидетельствует об истории.
Так же как и противникам тоталитаризма, отвергающим коммунистическую символику, это абсолютно одинаково. Этот процесс лежит в одной плоскости. Слишком мало времени прошло с тех событий, когда у людей вызывали негативное восприятие. Пока у человека, отторгающего символы, всё ещё возникает целый ряд негативных восприятий, вас не услышат.

Добавить комментарий

Related Post

Маккартни намерен вернуть себе права на песни The BeatlesМаккартни намерен вернуть себе права на песни The Beatles

Сегодня, 22 марта, исполняется 53 года со дня выпуска дебютного альбома группы The Beatles, который назывался Please Please Me. Одноимённая песня стала первым хитом группы, достигшим первого места в британских хит-парадах, где он

Краснодар — Анжи: дубль Смолова обеспечил краснодарцам победу (видео)Краснодар — Анжи: дубль Смолова обеспечил краснодарцам победу (видео)

В воскресенье, 1 мая, в домашнем матче 26-го тура российской Премьер-лиги «Краснодар» разгромил махачкалинскую «Анжи» со счётом 3:0. /epochtimes.ru/ Таким образом, «Краснодар» набрал 49 очков и занял 3-е место в

Столичные пляжи и зоны отдыха введут в эксплуатацию до 25 мая 2016 года.Столичные пляжи и зоны отдыха введут в эксплуатацию до 25 мая 2016 года.

Столичные пляжи и зоны отдыха введут в эксплуатацию до 25 мая 2016 года. До начала купального сезона в местах отдыха создадут безопасные и комфортные условия для москвичей и гостей города,